Мифы и сказания о примусах Шмель

Недавно мне достался туристический примус Шмель-2 1989 года выпуска. До этого я и понятия не имел о существовании подобных устройств.

Начал разбираться как им пользоваться и как его запустить. И затянуло. В советское время, когда еще не существовало газовых горелок, бензиновые и керосиновые примусы были очень распространены. Они и сейчас имеют некоторые преимущества перед газом, например, бензиновый примус горит при любой температуре, в то время, как газовые горелки теряют мощность на морозе. Температура горения бензина почти в полтора раза выше, чем у газа, поэтому нагрев на бензиновой горелке происходит значительно быстрее - бензиновый примус позволяет прокормить большее количество людей (в интернете можно найти видеоролики, в которых на примусах кипятят целые ведра воды). Часто упоминают про более широкую доступность бензина по сравнению с газом. Забыв газ на прошлой стоянке/дома, повредив баллон, потеряв его или израсходовав пополнить его на маршруте или на рыбалке практически невозможно, чего не скажешь о бензине.
Также надо отметить, примусы катастрофически дешевы в эксплуатации. 220 грамм "дихлофосного" газа по цене литра Калоши или 2,5 литров 92-го заставляют некоторых экспериментировать с небезопасной кустарной перезаправкой газовых баллонов. За ту же сумму, которую стоит дихлофосный газ вы можете кормить свой примус чистейшим гептаном!

Тем не менее, в современном мире одноразовых вещей примус, который требует некоторых знаний и технического обслуживания, вызывает недоумение. Действительно, газовую горелку поджег - горит, не горит - выбросил и купил другую. Непонимание принципов работы бензиновых примусов, а, главное, нежелание разбираться и заниматься ими, и порождает множество мифов и заблуждений. Некоторые из них очень глубоко укоренились в сознании людей. Развеиванию этих мифов я хочу посвятить свою статью.

Информацию собирал в интернете на различных форумах. В основном, чипмейкер и ганза, но и на других сайтах тоже. Статья получилась техническая и при этом достаточно поверхностная. Думаю, получился отличный вариант для первого знакомства с предметом. Статья будет периодически дополняться.
Хочу сразу проговорить, что в своей статье использую цитаты в виде текста и фотографий с разных сайтов на основании статьи 1274 ГК РФ, которая говорит о том, что допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования цитирование в информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования. Более подробную информацию об использовании фотографий и текста в качестве цитат можно найти на сайте ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/article/1109089/#ixzz4x0UqDkfj).
Это для тех, кто слышал звон про авторские права, да не знает где он.

Итак, начнем!
В отличие от газовой горелки, которая фактически является краником на ножках, бензиновый примус - это целая система подготовки и сжигания жидкого топлива. Подготовка топлива заключается в том, что оно сначала переводится из жидкой фазы в газообразную (пар) путем быстрого испарения, потом пар смешивается с воздухом, далее топливно-воздушная смесь нагревается и только в конце сгорает в конфорке. Для нормального испарения топлива необходимо чтобы поддерживалась высокая температура горелки, поэтому перед началом работы ее требуется прогреть. В этом и заключается магия и основное отличие от газовых горелок. Для этой цели в некоторых примусах (в том числе и Шмелях) вокруг горелки есть специальная чашечка, в которой при розжиге сжигают налитое топливо. Часто нагрев горелки примуса производится газовыми горелками для пайки или кусками сухого спирта - примус остается чистым и быстро выходит на режим.
Вообще, в Советском Союзе производилось множество разных примусов. Некоторые из них: Шмели - 2,5 кВт, Огонек - 1,4 кВт, ПТ-1 - 1,2 кВт, Рекорд - 2-2,2 кВт, Эверест - 1,2-2,0 кВт. Но в этой статье я хотел бы остановиться исключительно на Шмелях, так как с другими примусами не сталкивался.

Итак, всего существует четыре версии примуса Шмель - соответственно 1, 2, 3 и 4. В разное время их производили на разных заводах. Есть еще примус Дастан Тип-1, который производится и сейчас г. Бишкек (это был один из заводов, на котором производились Шмели до этого). Но его конструкция стала немного хуже. Сейчас вы можете без проблем купить совершенно новый Шмель 80-х годов выпуска (в смысле ни разу не поджигавшийся) за абсолютно гуманную цену. Их полно на авито и подобных сайтах частных объявлений. Существует множество людей, которые скупают примусы в убитом состоянии и занимаются их глубокой реставрацией. Получаются настоящие "конфетки". Думаю, и моего Шмеля-2 в будущем ждет что-то подобное.

Все четыре работают одинаково, во многом (но не всегда) детали взаимозаменяемы. Тут каждый выбирает по своему вкусу.
Обычно, первый шмель считается самым стильным, но у него самые неудобные подставки для посуды - очень высокие и неустойчивые. И самый узкий бачок. Шмель 1 - копия австрийского Phoebus-625:



(Фотография взята на avito.ru, автор - не известен)

Второй шмель, пожалуй, попрактичнее. Он низкий. Жесткая ветрозащита, совмещенная с подставкой для посуды позволяет удобнее ставить посуду. Некоторым пользователям снятие и установка ветрозащиты кажется неудобным. Шмель 2:



(Фотография взята на http://fishing-club.at.ua/forum/13-443-1, автор - Sanechek6119)

Третий шмель - это два вторых шмеля, установленных на общий бак. В общем-то со всеми вытекающими. Шмель 3:



(Фотография взята на https://www.olx.ua, автор - не известен)

У четвертого шмеля самый большой бак, но производители вернулись к болтающимся подставкам для посуды. Шмель 4:



(Фотография взята тут: http://guns.allzip.org/topic/275/1263696.html, автор - СеРёЖиК)

Миф №1. Примусы взрываются.

О, это самый любимый миф у обывателей. На любом форуме при упоминании примусов обязательно всплывают пара историй как у дяди/соседа/кума десять/двадцать лет назад взорвался примус на рыбалке/в походе/на даче/в руках. Дядька тогда чуть живой остался. Правда, со времен развития интернета и мобильных устройств с камерами, в нем так и не появилось ни одной фотографии разорванного примуса. Так что же происходит на самом деле? Давайте разбираться.
Collapse )

Шипорезка для прямого ящичного шипа

Про такие шипорезки уже написано достаточно много, так что на оригинальность не претендую. Но штука в мастерской однозначно полезная. Поэтому собрав себе шипорезку для прямого ящичного шипа решил рассказать о ней в своем блоге.

Такие шипорезки обычно делают на основе фрезерного стола или циркулярной пилы. Но, конечно, возможны и варианты - в зависимости от выдумки мастера - на ленточной пиле, лобзиковом станке, да хоть на бензопиле!
Я не стал оригинальным и сделал приспособление для вырезания прямого ящичного шипа для своего фрезерного стола (подробнее о нем тут: http://littlehobby.livejournal.com/15082.html).
Иногда используют подшипники и разные направляющие для облегчения скольжения, но я решил обойтись без них. Единственное условие - противоположные кромки у стола должны быть параллельны. Для этого можно пройтись по ним фрезером с упором на другую кромку.



Collapse )

И тут вылез еще один нюанс - для зашлифовывания выступающих шипов приспособление для нарезания прямого ящичного шипа должно комплектоваться ленточной шлифовальной машиной или тарельчатым шлифовальным станком или еще чем-то в этом роде. Эксцентриковая шлифмашина не справляется, заваливая края. В остальном я доволен приобретением - работает как надо.



Читайте также другие мои статьи: littlehobby.livejournal.com

Лампа из дерева

Давно сидела в голове задумка сделать светильник из дерева. Затея кажется многообещающей.
Поискал идеи в интернете, выбрал понравившуюся концепцию - решено сделать светильник в виде собаки с подвижными частями тела.
Все началось с бумажной модели, на которую ушло немало времени. Благодаря игре с пропорциями, как мне кажется, удалось добиться хорошего результата. На фотографии один из вариантов, который не стал окончательным.



Collapse )

Узнать цену на такой светильник вы можете в нашей группе вконтакте: https://vk.com/attendandbuy



Панель для инструментов в гараже своими руками

Зимой в неотапливаемой мастерской заниматься столяркой - удовольствие ниже среднего. Но руки чешутся. Поэтому решил реализовать проект выходного дня, связанный с более грубой работой - установить рядом с верстаком панель для инструментов.

Место для будущей панели:



Эту задачу можно решить с помощью перфопанелей (из жести или ХДФ) или экономпанелей (МДФ с пазами по всей длине). На тематических форумах часто можно встретить темы, в которых люди хвастают своими мастерскими, оборудованными такими панелями. Выглядит и правда эффектно.

Но такой вариант подходит не всем. При том, что сами панели не дешевы, еще же надо докупать подвесы и крючки, совокупная стоимость которых во много раз превысит стоимость самой панели. Кроме того, удобство использования крючков, у которых отсутствует жесткая фиксация, вызывает вопросы. Да и непонятно как закрепить на такой панели какой-нибудь самодельный подвес из фанеры?

Collapse )

Площадь панели получилась чуть больше квадратного метра - не мало и есть некоторый запас.



Такие же панели для инструментов я установил в гараже на даче несколько лет назад. Использовал точно такие же анкера. Идея варить раму под панель родилась именно там - это обусловлено конструкцией стен. Но идея прижилась.
Все эти годы панелям просто не нарадуюсь. На даче инструментом пользуюсь не так часто, поэтому что-то забывается. Иногда бывало проще купить новый инструмент, чем найти в завалах старый. Поэтому у меня несколько строительных уровней, несколько отвесов, газовых ключей, топоров и прочего. В хозяйстве, конечно, все пригодится. Но сейчас я всегда точно знаю и не забуду что из инструмента у меня есть, сколько и где это лежит. Первые несколько недель надо привыкать к тому, что у каждой вещи должно быть свое место. А когда это войдет в привычку работа в мастерской перестает быть постоянным поиском нужного инструмента и спотыканием о ненужный.
Короче, рекомендую.



Вся работа заняла полтора выходных дня. Можно было уложиться в один, но без покраски (пришлось делать перерыв на высыхание краски). В целом, я доволен результатом.

Читайте также другие мои статьи: littlehobby.livejournal.com

Подставка для обуви своими руками

Заканчивая для себя фанерную тему решил сделать подставку для обуви. Через пинтерест вышел на один интересный магазин, в котором подглядел идею.



На момент написания статьи (октябрь 2016 года) 720 новозеландских долларов - это 32088 российских рубля.
Правда, конструкцию пришлось немного адаптировать к реалиям семьи из четырех человек, трое из которых - девочки.

Collapse )

Готовое изделие имеет длину 1,6 м и высоту около 0,5 м. Внутренний полезный объем ячеек в высоту 18 см, в ширину 25 см, в глубину 35 см. Зимние мужские полуботинки 45 размера отлично вписываются.
Размеры выбирал в соответствии со своими потребностями и возможностями прихожей. Поэтому не смотря на кажущуюся на первый взгляд чудовищность размеров, она отлично вписывается в предназначенное для нее пространство.



Надо сказать, что нам не удалось разложить нашу обувь по отдельным ячейкам даже в такую большую подставку. И это при том, что всю летнюю обувь уже убрали в кладовку. Пришлось в некоторые ячейки ставить по несколько пар. Сложно сказать на кого были рассчитаны всего шесть ячеек в прототипе.
В любом случае, в нашей прихожей стало намного больше порядка.

Читайте и другие мои статьи: littlehobby.livejourmal.com

Шкафчик в ванную своими руками

Возникла необходимость приобрести шкафчик в ванную. Из более-менее доступного магазины предлагают простенькие белые кубики с полочкой и парой дверок, в лучшем случае с зеркальцем. Что-то более интересное стоит уже сильно дороже, но все равно не совсем то, что нужно.
Что остается в такой ситуации? Конечно, делать шкафчик самому!
Вдохновение искал на пинтересте. Там нашел большое количество идей для мебели из фанеры и тоже решил попробовать этот материал.
Пару недель рисовал эскизы, прикидывал размеры, мысленно раскладывал вещи по полкам. Это очень интересный этап. Можно помечтать и в итоге получить то, что хочется.
Результатом стал чертеж, в котором было место и для полотенец, и для запаса стирального порошка, и для гелей/шампунев/бальзамов, и средств личной гигиены, и прочего всего. При этом внешний вид не на последнем месте.
Изюминками шкафчика должны стать его размер 1м х 1м, который, однако, не должен выглядеть громоздким, специальные отсеки для скрученных в рулон полотенец и специальный отсек для гелей и шампуней, находящийся в торце шкафчика (для удобства доступа непосредственно из ванной) и скрывающий от глаз неаккуратно выглядящие россыпи баночек и тюбиков.

Collapse )





Читайте так же другие мои статьи: http://LittleHobby.livejournal.com

Самодельная байдарка Сирена

Имею относительно небольшой опыт водного туризма - вот уже одиннадцать лет один раз в год (редко два раза) ходим компанией в походы по рекам центрально-черноземного региона России (ходили Битюг, Икорец, Усманку, Ворона, Воргол, Ведугу, Красивую Мечу, Девицу, ну и так далее). Всего походов наберется чуть менее двух десятков. Все походы от 3 до 7 суток.

Раньше ходил на таймени-2, доставшейся от тестя. Но из-за того, что она была в плохом состоянии, продал ее и купил викинг 4,7.
В принципе, Викинг меня устраивает - он хорош на завальных и быстрых реках - вертлявый и устойчивый. А на ровной воде он идет из рук вон плохо. Однажды даже написал небольшой обзор на эту тему: http://forum.matrasnik.com/index.php?topic=738.msg9280#msg9280
Скажу сразу, что оба дядьки на фотографиях весят по 100-110 килограммов плюс шмотье на недельный поход. Поэтому перегруз, конечно, вносит свой вклад в плохую ходкость.
Надоело все время плестись в хвосте и постоянно тратить силы на "вспахивание" реки.

И вот как-то раз ко мне в руки попала байдарка с деревянным каркасом.
Инструкции не прилагалось. Поэтому на первую сборку ушло около часа. Помогли интуитивно непонятные метки на деталях и опыт сборки тайменей. Ревизия показала, что каркас комплектен.

После изучения вопроса в интернете оказалось, что это не какой-то безродный ноунейм, а одноместная байдарка «Сирена», которая серийно не производилась, а чертежи были опубликованы в журнале Катера и Яхты №39 за 1972 г.: http://www.vodnyimir.ru/samodelnaya-turisticheskaya-baidarka-kak-sdelat-baidarku.html


К сожалению, не было возможности поговорить с мастером, который ее собрал. Тем интереснее будет сделать на нее небольшой обзор. Самодельная одноместная каркасная байдарка - пожалуй, отличная идея! Одно дело смотреть в чертежи и совсем другое - видеть готовое изделие, хотя бы на фотографиях. Думаю, эста статья будет многим интересна.

Итак, упаковка, изрядно поеденная мышами, достаточно компактна и легка. В сравнении, конечно, с Тайменью-2 и Викингом 4,7.



Collapse )



Теперь выводы и впечатления.
1. После прогулки, снимая шкуру с байдарки, опять сломал пару деталей. Изготовить новые тоже не составит труда, но так не должно быть. Почитав форумы, нашел решение - шкура, которая сверху застегивается молнией. Эта же молния - грузовой люк. Таким образом шкура натягивается на уже собранный каркас и груз легко помещается в байду сверху. Молния, чтобы прочнее и не протекала закрывается клапаном на липучке по всей длине.
2. Не смотря на успешные испытания байдарки, я бы не пошел в ней в ее нынешнем виде в настоящий поход. Все-таки 15 мм фанера и сосны слишком хлипкие для полевых условий. И замки не достаточно подогнаны и надежны.
3. Могло сложиться впечатление, что мой Викинг 4,7 плох и не устраивает меня. Спешу его реабилитировать. Мы прошли с ним многое - и завалы, и пороги. За несколько лет не могу вспомнить, чтобы он меня где-то подвел. Просто он недостаточно хорош на ровной воде. Поэтому я ищу ему не замену, а дополнение.

Тем не менее загорелся темой самодельного одноместного разборного каркасника.
Не буду мучить старушку, а сразу буду строить что-нибудь современное из дюрали и ПВХ. Например, разборный каяк Sea Tour 17-R (Например: http://qayaq.info/masterskaya/rukovodstvo-po-postrojke-razbornogo-kayaka-menyu-postrojki-karkasa.html).
И даже готовые чертежи есть: http://www.nationalholidaydates.com/doug/kayaking/seaTour17ROffsets.html

В принципе, построить такой - задача вполне решаемая. Длинна 5м, ширина 55 см, вес 19 кг, грузоподъемность 160 кг. Каркас разбирается секциями длинной 1,2 м. Установка и снятие шкуры производится с помощью двух молний с ПВХ-клапаном на липучках. Через них же производится загрузка/выгрузка груза. Скорости и грузоподъемности хватит с лихвой.
Опыт Сирены пригодится.





Так что, продолжение следует...


Вы можете приобрести некоторые вещи из этого блога в нашей группе вконтакте: https://vk.com/attendandbuy

Делаем торцевые разделочные доски

Сейчас очень модная тема изготовления торцевых разделочных досок. Их делают все, кому не лень.
Основных аргументов в пользу торцевых досок два: во-первых, торцевая поверхность древесины более прочная и долговечная и, во-вторых, при использовании такой доски ножи дольше остаются острыми. Существует множество интернет-магазинов, специализирующихся на разделочных досках из торцевого спила. Правда, цены на них не всегда гуманные. Самая простая торцевая разделочная доска 30х40 см из ясеня и дуба обойдется чуть более 4000 рублей. В зависимости от используемой древесины и сложности рисунка, цена может доходить до 30 тысяч рублей.
Помимо очевидной пользы, изготовление торцевой доски - это еще и эффектный и эффективный способ утилизации скопившихся обрезков. Вот и я решил изготовить несколько себе домой и на подарки.

По сусекам поскребя, собрал некоторое количество ненужных досочек и брусков. Отсортировал их на три группы по размерам, потому что длина и толщина всего щита будет определяться длиной и толщиной самой маленькой делянки.
На фотографии видно, что компания подобралась разношерстная. Конечно, лучше брать разные виды древесины, желательно контрастных цветов. Но, обрезки не выбирают. В наличии только ясень и дуб - что уже не плохо. Сосну брать не стОит - она слишком мягкая и долго не прослужит.



Collapse )



Доски получились отличные. А как приятно было их дарить и видеть удовольствие и удивление от подарка!





Вы можете приобрести некоторые вещи из этого блога в нашей группе вконтакте: https://vk.com/attendandbuy



Читайте так же другие мои статьи:

Растущий стул своими руками
Как распустить необрезную доску
Точим фигурные ножки без токарного станка
Классический письменный стол своими руками
Мифы и сказания про отопление гаража
Несколько фотографий FULL METALL ГАЗ-69