?

Log in

No account? Create an account
Не боги горшки обжигают
Блог хоббиста-самоучки
Растущий стул своими руками 
3-янв-2016 12:00 pm
Собираем растущий стул своими руками.
Думаю, будет лишним в очередной раз говорить об актуальности проблемы сохранения правильной осанки у детей. Одним из важнейших условий является обеспечение правильной позы при сидении, которая зависит от множества параметров. Обычные стулья не подойдут. К сожалению, офисные кресла с газлифтом тоже не способны решить эту задачу, так как не имеют ни регулируемой подставки для ног, ни регулировки вылета сидения, а одних только регулировок высоты сидения и угла наклона спинки недостаточно. В такой ситуации специальный регулируемый стул станет отличным решением!

В интернете можно найти множество различных вариантов на любой вкус. Из всего многообразия выбрал понравившуюся конструкцию.




Конструкция не так проста, как может показаться на первый взгляд. Она очень технологична. Важно учесть соотношение размеров элементов, их взаимное расположение, прочность и устойчивость всей конструкции. Конечно, никаких чертежей ни на сайте производителя, ни в интернете найти не удалось. Поэтому пришлось разрабатывать чертежи самому. Тем интереснее. На проектирование ушло несколько дней.

К сожалению, в моем распоряжении нет плоттера, чтобы выводить изображения нужного размера, а программа, в которой я работал не умеет печатать крупные изображения по частям (или просто не смог разобраться как это сделать). Поэтому пришлось решать задачу окольными путями. Чертежи деталей были сохранены как обычные фотографии с большим разрешением. Далее с помощью бесплатной программы PosteRazor преобразованы в PDF-документы, содержащие чертежи в нужном масштабе и разбитые на отдельные листы формата А4.



Перед тем, как поделиться своими чертежами, хочу сделать маленькое отступление. Позанудствовать, так сказать.

Имею ли я право их публиковать? Не нарушу ли чьи-то авторские права? Ведь стул-то я подглядел в интернете и кто-то его разрабатывал! Давайте разбираться.

На эту ситуацию можно смотреть с двух точек зрения: этической и юридической. Этическую сторону вопроса опустим, потому что здесь возможен целый спектр вполне аргументированных мнений и к истине скорее всего придти так и не удастся. А вот с юридической точки зрения поиск истины не так безнадежен.

Так вот, юридически стул не может являться объектом авторского права. В данном случае, согласно ГК, он может являться либо полезной моделью, либо промышленным образцом, которые признаются и охраняются только при условии государственной регистрации, на основании которой федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдает патент. На сайте производителя ни о каких патентах речи не идет, скорее всего, никто этот стул и не патентовал. Честно говоря, не вижу что там можно запатентовать - в сравнении с аналогами ни особой новизны, ни оригинальности. Хотя конструкция вполне удачная. Да и на www.freepatent.ru я его не нашел. А значит ничьих патентных прав я не нарушу за неимением таковых.

А вот чертежи, согласно КоАП, являются объектами авторского права и защищаются без какой-либо регистрации по умолчанию, как вид произведений изобразительного искусства, (программы для ЭВМ, кстати, как литературные произведения). Разработанные мною чертежи не являются точной копией оригинала, который мне не доступен, а являются результатом интеллектуального труда и отражают мое видение той конструкции, общие черты которой видел на фотографиях. И на публикацию результатов своего труда имею полное право, как автор. В отличие от тех, кто без разрешения и ссылки на источник размещает статьи из моего блога на своих сайтах для привлечения посетителей. Приходится ставить копирайты на фотографии.

Ну хватит занудства, пора за дело!
Чертежи растущего стула можно скачать по ссылке: https://yadi.sk/d/-nS9on3WmbxdF
Если в архиве нет какой-то детали, значит ее описание будет далее по тексту.

Печатаем их как обычный многостраничный документ на листах А4. При этом в мастере печати Acrobat Reader важно не забыть указать масштаб "Реальный размер". В итоге, после склейки отдельных листов, получаем чертеж детали в масштабе 1:1.



Вырезаем чертеж стоек по контуру и наклеиваем его на лист фанеры.



В качестве материала для стоек выбрана фанера толщиной 22 мм. Вырезаем первую деталь, отступив от контура 5 мм. В общем-то качество и точность реза не очень важны. Лишь бы оставался некоторый запас.



Теперь получившиеся грубые края заготовки необходимо выровнять точно по чертежу. Обычно для обозначения этого действия использую термин "причесать". Для этого прижимаем ровную рейку к заготовке по линии чертежа и проходим по кромке копировальной фрезой с верхним подшипником. Скругления обрабатывал, направляя фрезер руками с последующей подгонкой скруглений шлифовальной машиной. На эту заготовку можно потратить больше времени, т.к. она будет служить шаблоном и от качества ее обработки зависит качество остальных стоек.



Теперь, имея шаблон, размечаем и вырезаем остальные заготовки для стоек





Далее при помощи саморезов закрепляем шаблон на заготовках. Для закручивания саморезов в шаблоне делаем отверстия, в тех местах, в которых будут отверстия для крепления сидения и подставки для ног. При этом шляпка закрученного самореза не должна выдаваться из шаблона.



И при помощи копировальной фрезы выравниваем кромки заготовки по шаблону.



С помощью фрезера, вставленного в стол делаем паз, в котором будут двигаться элементы, фиксирующие сидение и подставку для ног. Для простоты решил зазвать их бегунками. Глубина паза 10 мм, ширина паза 24 мм (может быть было бы удобнее сделать ширину паза, равную ширине имеющейся фанеры - 22 мм, но в мастерской такой фрезы не оказалось).



В середине паза через равные расстояния делаем отверстия. С обратной стороны заготовки в месте выхода сверла обязательно нужно подложить брусок, чтобы сверло не выламывало нижний слой шпона. Закрыть или замаскировать такой скол будет крайне трудно.



Аналогично поступаем с бегунками. Печатаем чертеж в реальном размере, вырезаем и наклеиваем на лист фанеры. Далее вырезаем с запасом и "причесываем", как делали это с шаблоном стойки.



Из того же листа фанеры 22 мм лобзиком грубо с запасом вырезаем будущие бегунки.



Все теми же саморезами фиксируем шаблон на заготовке



И на фрезерном столе при помощи копировальной фрезы выравниваем кромки заготовок по шаблону.





С помощью кромочной калевочной фрезы скругляем кромки на всех получившихся деталях. Радиус скругления 4,8 мм.



Далее вырезана рейка, с помощью которой бегунки входят в зацепление с желобом на стойках. Высота рейки 20 мм, ширина 24 мм. Т.к. ни 20 мм, ни 24 мм фанеры у меня не оказалось, рейку решено сделать из массивного ясеня. Эта древесина обладает отличными прочностными характеристиками.



В бегунках на фрезерном столе был сделан соответствующий желоб и в него вклеены рейки. При этом когда будете делать желоб надо не забыть, что бегунки бывают правые и левые.



После высыхания клея рейки распилены и сточены заподлицо с корпусом бегунков. Также в бегунках сделаны отверстия для фиксации их на стойках.



Также в бегунках выфрезерованы желоба параллельно полу. Глубина желоба 10 мм, ширина 16 мм. В этих желобах будут фиксироваться сидения и подставки для ног. На следующей фотографии можно видеть готовые бегунки.



Аналогично поступаем с шаблонами сидения и подставки для ног: печатаем чертеж, клеим его на фанеру и вырезаем заготовку.



Для того, чтобы сделать ровные скругления использовал тонкую рейку из 5 мм фанеры, пропущенную между саморезами, задающими нужный радиус. Она хорошо гнется и создает плавные переходы. Как это сделано видно на фотографии:



В результате получаем два шаблона - подставки для ног (слева) и сидения (справа). Далее работаем с ними по уже отработанной схеме - размечаем заготовки (обводим шаблоны карандашом) и вырезаем их с помощью электролобзика с отступом 5 мм. Для них использована фанера 16 мм, хотя можно и 22 мм. Фиксируем шаблон на заготовке при помощи саморезов и отрабатываем кромки копировальной фрезой. Имея готовые шаблоны вся операция занимает несколько минут. Оставшиеся на готовых деталях небольшие отверстия от саморезов можно либо просто игнорировать из-за их незначительного размера, либо скрыть при помощи шпатлевки на этапе шлифовки. Лично я пошел по первому пути. Не забываем скруглить кромки при помощи кромочной колевочной фрезы.



Шаблон для спинки делал "по месту". Поэтому чертежа спинки нет. Верхнюю и нижнюю кромку делал по шаблону сидения. Высота спинки 100 мм, Ширина 464 мм (глубина паза для спинки в стойках 10 мм). После того, как шаблон готов, делаем по нему с помощью электролобзика и копировальной фрезы пару спинок за несколько минут.



Всего в стуле три перекладины. Они сделаны из того же листа 22 мм. Размеры перекладин, фиксирующих бегунки 399х50х22 мм. Нижней перекладины (в нижней части возле пола) - 444х30х22 мм. С помощью прямой фрезы 10 мм делаем пазы для потайных мебельных гаек - бочонков.



Далее делаем паз для спинки.Угол наклона спинки выбирал в соответствии с ГОСТ 19301.2-94. "Мебель детская дошкольная..." Угол наклона спинки по нему не менее 5 градусов и более. У моего стула угол 11 градусов - мне кажется очень комфортный угол.



Получаем небольшую груду деталей



Каждый стул собирается на болты с шестигранниками и мебельные потайные гайки-бочонки . Болты имеют размеры 6х70 и 6х50, гайки - 10х20 и 10х12. Комплект крепежа представлен на фотографии.



Готово. Как говорится, "похоже на правду". При сборке проверяется качество изготовления и подгонки деталей, устраняются мелкие недостатки, проводится "доработка напильником". На этом пильно-сверлильно-фрезеровальный этап закончен.



Начинается шлифовально-малярный этап. Теперь стулья полностью разбираются и все детали шлифуются перед нанесением покрытия. Использовал бумагу 180. Кое-где пришлось повозюкать 80 и даже 40.



Малярные работы - это отдельная дисциплина. Плохое финишное покрытие может испортить всю работу. Зима на улице и отсутствие отопления в мастерской внесли в привычный процесс свои коррективы. Красить стул пришлось прямо дома. Поэтому ни краскопульта, ни многокомпонентных вонючих лаков использовать нельзя - только невонючий водный лак и кисточка.

Т.к. стул делал из остатков фанеры, некоторые детали имели загрязнения. К сожалению, полностью избавиться от них шлифованием не удалось, поэтому решил покрывать один стул темным цветом - "махагоном", второй - глянцевой непрозрачной эмалью молочного цвета. Пока готов только первый. Второй, молочный, ждет своего времени.

Если после нанесения первого слоя лака цвет лег неравномерно, детали из-за разной степени впитывания покрыты проплешинами, поднялся ворс и поверхность стала как наждачка, и вообще все это выглядит ужасно и хочется все бросить, значит вы на правильном пути. После высыхания первого слоя (часа через три-четыре) берем наждачную бумагу зернистостью 180 и шлифуем весь поднявшийся ворс. Далее кладем второй слой, после высыхания которого поверхность стала чуть лучше - нет ворса и цвет лег ровнее, но все равно далеко до картинки на этикетке банки с лаком. Поэтому матируем детали той же наждачкой и кладем третий слой. За ним четвертый. И так далее. Продолжаем до тех пор, пока результат не станет вас удовлетворять. Мне для этого хватило пяти слоев, на которые потрачено два дня.



Растущий стул готов. Себестоимость двух стульев - лист фанеры 1500х1500 мм толщиной 22 мм, крепеж на 50 р. и банка лака. Сюда же электричество, амортизация основных фондов, зарплата рабочего.


Видел на Амазоне подобные конструкции по 250 американских долларов - не цена, а жесть какая-то. У нас они, конечно, значительно дешевле.



Не смотря на сомнительный дизайн конструкция достаточно продуманная.
Это не просто детский стул, это скорее офисная мебель для школьника. Потому что именно школьники многие часы проводят сначала за уроками, а потом за компьютерными играми и для них важна правильная удобная поза для осанки, меньшего утомления и сохранения зрения. При этом школьники еще и активно растут.

Для большего комфорта можно изготовить съемные мягкие накладки на сидение и спинку. Как опцию. Но не вижу особой необходимости - обычно школьная мебель без подушек. Подлокотники тоже без особой надобности, потому что во время письма или при работе на клавиатуре локти должны свободно лежать на столе, чтобы не вызывать напряжение в плечах. Все эти выкладки описаны в целом множестве ГОСТов и растущий стул им соответствует. В общем, я доволен результатом.

Вы можете приобрести некоторые вещи из этого блога в нашей группе вконтакте: https://vk.com/attendandbuy
Вступайте в группу, чтобы не пропустить новые лоты!



Читайте также другие мои статьи
Comments 
3-янв-2016 01:11 pm
Знатная получилась энциклопедия по созданию стула! Спасибо!

Edited at 2016-01-03 13:12 (UTC)
3-янв-2016 03:35 pm
Отличный стул и очень доходчиво описан процесс создания, спасибо!
3-янв-2016 09:24 pm
Одобряю!
Чтобы не было неравномерности прокраски из-за разного впитывния, для первого слоя лучше использовать бесцветный лак. Если используется аквалак, то можно даже загрунтовать разведенным ПВА.
4-янв-2016 06:54 pm
Молодец.
Масло варатан 2 слоя.Ни ворса,ни проблем.
Либо морилка саерлак хм 8000 потом лак пару слоёв.
Посадите ребёнка и сфоткайте.
Думаю тоже сделать,спросите у дитя ,как сидится?

Edited at 2016-01-04 18:55 (UTC)
5-янв-2016 08:30 pm
Детёныш доволен. Единственный предмет мебели, который соответствует его росту. Да еще и его собственность.
Единственное неудобство - он не может самостоятельно задвинуть стул. Остается либо заранее придвинуть к столу и подлазить между стулом и столом, либо просить о помощи. Но это не большая проблема. Со взрослыми стульями все тоже самое.

А фотографий, отзывов и видео с лихвой на сайтах продавцов: http://yarportal.ru/topic696016.html
10-янв-2016 12:50 pm
Закончено покрытие второго стула

22-июн-2016 11:31 am - растущий стул
littlehobby! Спасибо за высокую оценку именно нашей конструкции растущего стула! Были приятно удивлены вашей четкой работой, подробным описанием и главное результатом! У вас действительно золотые руки. Единственный момент, невозможный в производстве самостоятельно изготовить изогнутую ортопедическую спинку, но даже без нее у вас несомненно получился хороший, добротный, красивый и функциональный стул.
Но что бы он радовал вас еще больше мы готовы выслать вам за свой счет тефлоновые накладки на стульчик, что бы ребенок мог самостоятельно пододвигаться и отодвигаться от стола. А так же подарим подушечку :) Свяжитесь пож-та с нами по электронной почте kon-gor@list.ru с ссылкой на данную статью и вашей контактной информацией, что бы мы могли с вами связаться
С уважением, команда проекта "Конек-Горбунек"
2-фев-2016 05:37 pm - Стул растущий
Anonymous
Добрый день, очень понравилась Ваша статья. Хочу сделать для двоих детей такие стулья. Только , к сожалению, не открылась страничка с чертежом. Пришлите пожалуйста, его на эл.почту. Будем очень благодарны.
Greebochek@mail.ru
С уважением, Татьяна, г.Казань
19-апр-2016 02:26 pm
Взял на вооружение. Спасибо за чертеж !

Кстати на литтлване, например, данную конструкцию знают как "стул Кокота" :)
19-ноя-2016 08:15 am
Anonymous
А глубина сиденья и подножки тоже регулируется,получается?
21-ноя-2016 06:44 am
Глубина сидения и подножки регулируется.
24-ноя-2016 11:54 am
Anonymous
Добрый день )а не могли бы вы на почту прислать чертеж, тоже хочу попробовать ребенку сделать. Заранее спасибо) Anastasiya.orlov@mail.ru
9-мар-2017 07:06 pm
Anonymous
Спасибо за чертежи, все получилось.
16-мар-2017 02:45 pm
Anonymous
Здравствуйте.

Благодарю за то, что поделились опытом. Написано интересно и понятно.

Но одна вещь всё-таки поставила меня в тупик. Я не понимаю как крепятся сиденье и подножка. Видимых креплений я не увидел. Помогите разобраться, пожалуйста.
25-апр-2017 03:42 am
Anonymous
Хорошо всё описано. Попробую сотворить тоже. Потом отпишусь
27-апр-2017 03:18 am
Anonymous
Плохо, что нет разметки для паза под спинку
2-май-2017 09:59 pm - "Растущий стул" для школьника - своими руками.
Всё хорошо и замечательно.Но есть вопросы.
- Паз под спинку относительно "подошвы" ножки стула как расположен? Под углом 90 град.?
- И сиденье и подставка для ног зажимается в пропиленных пазах в бегунках бочонками и только? И никак не фиксируется больше? Это значит спинка и подставка для ног свободно можно сдвинуть куда либо и затем зажать. Верно? Сомнительно.
- Пишите, что на два стула ушёл всего один лист фанеры 1500 х1500, верно? Это со спинками, подставками для ног, сидениями и планками?
- И всё же дайте размеры всех деталей.

Edited at 2017-05-02 23:27 (UTC)
4-май-2017 06:26 am - Re: "Растущий стул" для школьника - своими руками.
Угол наклона спинки выбирал в соответствии с ГОСТ 19301.2-94 "Мебель детская дошкольная...". Согласно ему, угол наклона спинки не менее 5 градусов к вертикали и более. У моего стула угол 11 градусов.
И сиденье и подставка для ног зажимается в пропиленных пазах в бегунках только бочонками. Больше никак не фиксируются. Спинку и подставку для ног можно свободно сдвинуть куда-либо и затем зажать. Все работает. Ширину паза надо подбирать под ширину фанеры и периодически подтягивать бочонки.
На два стула со спинками, подставками для ног, сидениями и планками ушёл один лист фанеры 1500х1500.
Размеры всех деталей вы можете снять самостоятельно, распечатав чертежи в масштабе 1:1 и склеив. Других размеров у меня нет. Только спинку придется делать по месту.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded дек 11 2017, 4:49 pm GMT.